Продолжаем публикацию ранних работ Член-корреспондента НАНА, доктора исторических наук, профессора Ильяса Бабаева в рубрике ИССЛЕДОВАНИЕ.
Закавказье – область древней культуры, один из очагов, где возникли древнейшие государственные образования. Довольно ранний высокий уровень социально-экономического развития в Закавказье был вызван благоприятными климатическими и природными условиями, а также выгодным географическим положением. На развитие страны определенное воздействие оказывали многообразные контакты с высокоразвитыми странами древнего Востока, а позднее – с античным миром.
Существенные социально-экономические сдвиги в жизни населения всего Закавказья, в том числе региона, где возникло государство Албания, происходили в середине I тысячелетия до н.э. Археологические материалы и сведения Геродота позволяют утверждать, что в это время территория Албании вошла в состав ахеменидской державы. Согласно Городоту (III, 97), границы Ахеменидской империи с севера доходили до Кавказского хребта.
Значительные по величине монументальные сооружение (например, Сары-тепинский комплекс с базами колонн ахеменидского типа), а также различные находки, выявленные при археологических раскопках поселений и погребальных памятников в Азербайджане, свидетельствуют не только о довольно высоком уровне имущественной дифференциации среди населения этой страны, но и о ее взаимосвязях с сопредельными странами в ахеменидский период.
Вероятно, в IV в. до н.э. в основном завершилась консолидация албанских племен. Это, как нам представляется, подтверждается тем, что первое историческое сведение непосредственно об албанах восходит к этому времени. Так, автор II в. Арриан (Anab. III, 11, 13), написавший на основе первоисточников историю похода Александра Великого на Восток, утверждает, что в битве при Гавгамеле в 331 г. до н.э. в составе иранской армии участвовал отряд албанских воинов. Как известно, Ахемениды имели широкие контакты с греками, и население Албании могло получить некоторое представление о греческой культуре, поскольку эта страна в то время входила в состав иранского государства. Кроме того, можно допустить участие албанских воинов в походах ахеменидского Ирана в Грецию, ибо Геродот (VII, 67, 86) утверждает, что в громадной армии Ксеркса, напавшего в V в. до н. э. на Грецию, каспии были представлены пешими воинами и всадниками. Позднее Страбон (XI, 4, 5) отмечает, что Каспиана входит в состав Албании. Вероятно, в V в. до н. э. под этнонимом «каспии» подразумевались и другие племена, проживавшие на территории Албании, в том числе албаны. Однако до сих пор на территории исторической Албании при раскопках памятников середины I тысячелетия до н. э. привозные из Греции вещи не обнаружены. Тем не менее, влияние греческой культуры на материальную культуру Албании прослеживается, начиная именно с этого времени. Возьмем керамику. Примерно с IV в. до н.э. в Албании возникает почти по всей территории страны особая культура со своеобразной керамикой, известная в литературе как ялойлутепинская культура. Керамика этой культуры — ойнохойи, вазы и другие сосуды по форме довольно отчетливо напоминают соответствующие античные образцы.
Однако до эллинистической эпохи контакты населения Албании с греческим миром носили спорадический характер. С походом Александра Македонского на Восток, в сопредельные с Албанией страны, обстановка изменилась.
После падения ахеменидской державы Албания, занимавшая значительную территорию современного Советского Азербайджана и Южного Дагестана, стала самостоятельным государством. В это время на Востоке, в новых политических и экономических условиях, возникла своеобразная культура, названная впоследствии эллинистической.
Связи Албании со странами античного мира в эллинистическую эпоху становятся регулярными. О довольно тесных контактах Албании свидетельствуют импортные изделия, найденные на территории Албании: перстни-печати, многочисленны буллы с оттисками печатей, монеты, стеклянные изделия и другие находки.
В нарративных письменных источниках нет никаких сведений о существовании в Албании в эллинистическую эпоху городов. Подобные сведения встречаются в этих источниках лишь в I—II вв. Автор I в. Плиний Старший (Естественная история; 1, 10, 29) пишет, что главным городом Албании является Кабала, а во II в. Птолемей (V, II, 2) упоминает уже 29 городов и селений Албании. Нет сомнения в том, что ряд этих крупных населенных пунктов существовал и в эллинистическую эпоху. Это подтверждается археологическими раскопками Кабалы, Шемахи, Мингечаура, Тазакента, а также ряда городищ на территории Дагестанской АССР. Установлено, что в эллинистическую эпоху большинство этих поселений превращалось в города путем постепенного перехода. Прежде всего, это было обусловлено социально-экономическим развитием страны, но определенное воздействие на градостроительство в Албании оказывал и процесс урбанизации в сопредельных античных странах (См.: Дж. А. Xалилов, И. А. Бабаев. О возникновении и развитии городов в Кавказской Албании античной эпохи.-МСАЭ 1970. Тезисы докладов Тб., 1971, с. 81-85; они же. О городах Кавказской Албании,-СА. 1974, № 4, с. 98-108).
Как и в других странах, процесс урбанизации в Албании активизировался. Об этом свидетельствуют раскопки Кабалы — главного города Албании в античную эпоху. Здесь вскрыты городские слои конца IV в. до н. э.- I в. н. э. Материалы самого нижнего античного горизонта свидетельствуют о городской культуре. Античное влияние чувствуется в строительной технике античных городов Албании. Об этом говорит применение в строительстве строительной керамики, представленной главным образом кровельной черепицей, а отчасти и обожженным кирпичом (См.: И. А. Бабаев. Античная черепица Кавказской Албании.- СА. 1974, № 2, с. 48-59). Известно, что черепицу в строительстве широко применяли, начиная с раннеэллинистического времени, как это видно по находкам этого строительного материала при раскопках многих античных городов. Применение черепицы считается одним из показателей высокой строительной техники и городской культуры. Появление черепичного производства в Албании было обусловлено не только внутренним экономическим и культурным развитием страны, но и влиянием античной культуры. Однако албанские мастера, заимствуя принцип изготовления черепицы, несколько изменили ее форму.
На основе кабалинских материалов выясняется, что в эллинистическую эпоху в Албании при покрытии крыши черепицей пользовались плоскими соленами и желобчатыми калиптерами, а во второй половине I в. до н. э.- I в. н. э.- плоскими соленами и двускатными калиптерами, хотя изредка встречаются и желобчатые калиптеры, по форме несколько отличающиеся от калиптеров эллинистической эпохи. Кабалинская черепица имеет определенное сходство с черепицей Боспора. Солены Кабалы, плоская черепица, как и солены Боспора, на лицевой стороне снабжены валиком. Как известно, в античное время, особенно в эпоху эллинизма, во многих городах черепицу снабжали клеймом владельца мастерской или астинома. Клейменая черепица обнаружена в слое II в. до н. э. в Кабале. Интересно, что, как и на боспорских черепицах, клеймо на кабалинской черепице ставили на верхней поверхности, ближе к нижнему краю. Однако кабалинское черепичное клеймо анэпиграфное (См. там же, с. 52 и сл., рис. 1 на с. 50). В эллинистическую эпоху в Кабале окрашивали лицевую поверхность черепиц в красный цвет. Окрашенные античные черепицы обнаружены и при раскопках древней Шемахи. Как и во многих странах античного мира, в Албании при изготовлении черепицы применяли деревянную форму. От эллинов был заимствован появившийся в это время в Кавказской Албании обожженный кирпич. Обожженные кирпичи различной формы и размера выявлены на городище античной Кабалы (И.А.Бабаев, С. М. Казиев, Ф. Л. Османов. Исследования в Кабале,-АО 1970. 1971, с. 394).
Влияние античности довольно отчетливо прослеживается и в других областях экономики и культуры Кавказской Албании: в денежном обращении, изготовлении и употреблении печатей, погребальных обрядах и т. д. Уже в раннеэллинистическую эпоху в Кавказской Албании возникли предпосылки для денежного обращения. Сюда стали проникать монеты из эллинистических стран. Среди привозных монет древнейшими являются монеты Александра Македонского и Лисимаха. О довольно высоком уровне денежного обращения в Албании начиная с раннеэллинистической эпохи наряду с отдельными монетами свидетельствуют клады, состоящие иногда из нескольких сот монет. Такие клады были выявлены в Барде (См.: Е. М Пахомов. Клады Азербайджана и других республик и краев Кавказа. Вып. II. Баку, 1938, с. 9, № 113- 114), на городище древней Шемахи у с. Хыныслы (См.: Е. М Пахомов. Античные монеты в Албании (в пределах Азербайджанской ССР).-Вопросы истории Кавказской Албании. Баку 1962, с. 107-110; он же. Клады Азербайджана…Вып. IX. Баку, 1966, с. 19-21), в Кабале (См.: И.А.Бабаев,С.М.Казиев.Кабалинский клад монет элинистической эпохи,-НЭ. IX, 1971, с. 16-32.), в Касумкентском р-не (Южный Дагестан) (См.: История Дагестана. Т. 1. М., 1967, с. 112), в с. Нюди Агсуинского р-на (См.: Ф.Л.Османов. Раскопки античного некрополя у с. Нюди.- АО 1972. 1973, с.44) и др. На основе этих кладов и других монетных находок устанавливается, что в Албании в эллинистическую эпоху под влиянием античного мира появилось денежное обращение, а с первой половины III в. для удовлетворения потребностей внутреннего рынка начали чеканить серебряные монеты — подражания драхмам и тетрадрахмам Александра Македонского. Эти монеты были найдены не только в единичных экземплярах, но и в виде довольно значительных кладов. Так, в Шемахинском кладе таких монет более 70, в Кабалинском — более 500, а клад, найденный в Нюди, состоял из них целиком — 36 монет. Единичные экземпляры подражаний обнаружены в погребениях и в слоях эллинистической эпохи городищ Кабала и Шемаха. Крупные номиналы этих подражаний найдены пока лишь в Кабалинском кладе. Они представлены четырьмя тетрадрахмами, битыми одной парой штемпелей. Все остальные подражания представлены драхмами. Как известно, в эллинистическом мире драхмы и тетрадрахмы были самыми распространенными номиналами в денежной системе.
Монеты из серебра имели характерную для той эпохи в выпукло-вогнутую форму, их номиналы — драхма и тетрадрахма. Установлено (особенно по монетам Кабалинского клада), что первоначально местные монетарии старались точно копировать привозные оригиналы. На лицевой стороне ранних типов местных подражаний, как и на монетах Александра Македонского, изображена голова Геракла в львиной шкуре, на оборотной стороне — Зевс на троне, левая рука его опирается на скипетр, на вытянутой правой руке сидит орел. На этих монетах имитируется и надпись. Постепенно вводятся новые изобразительные элементы. Например, голова Геракла на лицевой стороне – в шлеме, на оборотной стороне нет имитации надписи, а на правой руке Зевса вместо орла какая-то непонятная птица, или этой рукой Зевс держит козу. Так или иначе, типы местных подражаний генетически связываются с типами монет Александра Македонского (См.: И.А. Бабаев, С. М. Казиев. Кабалинский клад…, с. 18-21, табл. IХ-ХII). Эта связь прослеживается даже на самых поздних экземплярах.
Копии монет Александра Македонского в Албании чеканили долго. Вероятно, их начали чеканить еще в то время, когда монеты Александра имели широкое хождение на рынках Востока. Лишь тогда они могли стать эталоном для первых монет, чеканенных в Албании. В связи с этим высказано мнение, что подражания начали чеканить в Албании еще в III в. до н. э. (См. там же), о чем свидетельствует и стилистический анализ типов этих монет, а перестали чеканить, вероятно, в середине I в. до н. э., что, по-видимому, следует объяснить событиями, связанными с походом Лукулла и Помпея на Восток (См. там же).
Античные традиции в материальной культуре Албании прослеживаются и в употреблении печатей. В эллинистическую эпоху здесь широко пользовались как печатями привозными, античными, так и печатями, изготовленными местными мастерами-резчиками. Оттиски наносились на комки сырой глины, как повсюду в античном мире, и этими комками при помощи веревки опечатывались двери кладовых, различных помещений, тюки с товарами и т. д. Около 80 таких комков сырой глины с оттисками печатей (буллы) были выявлены при археологических раскопках в слоях эллинистической эпохи городища Кабала (См.:С.М. Казиев, И. А. Бабаев. Раскопки Кабалы,-АО 1968. 1969, с.398; Г.М.Ахмедов, И. А. Бабаев, Ф. В. Гадиров. Кабалинская экспедиция,-АО. 1973. 1974, с. 445; Дж. А. Халилов, И. А. Бабаев. О возникновении и развитии городов в Кавказской Албании…, с. 102 и сл.).
В середине I в. до н. э. Албания вошла в сферу влияния Рима. В Албанию в римское время проникло много античных изделий: монеты, украшения, стеклянные изделия, геммы и т. д.
Под влиянием античной религии в Албании среди погребального инвентаря появились монеты — плата Харону. Причем эти монеты обычно встречаются или у черепа, или у кисти руки. Возможно, в ряде случаев монету клали в рот умершего (См.: М.М.Расулова.К изучению археологических условий находок аршакидских и римских монет в Азербайджане,-МСАЭ 1964. Тезисы докладов, Баку, 1965, с.167 и сл.).
Среди населения Албании в античный период распространились геммы с изображениями богов античного пантеона, культовых сцен, символов материального благополучия, рукопожатия как символа дружбы, союза и брака (См.:И.А.Бабаев. Античные памятники глиптики Азербайджана.- МПКИИ. АН АзССР, 1965, с.6-9).
Культурно-экономические взаимосвязи Албании с античным миром обогатили местную культуру, ускорили социально-экономическое развитие страны, породили новые традиции, о чем красноречиво свидетельствует материальная культура, выявленная при археологических раскопках.
Дж. А. Xалилов, И. А. Бабаев
Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. // М.: 1978, стр.173-178.