Продолжаем публикацию работ Член-корреспондента НАНА, доктора исторических наук, профессора Ильяса Бабаева в рубрике ИССЛЕДОВАНИЕ.
В начале 80-х гг. вблизи селения Гараджамирли Шамкирского района Азербайджана с целью облегчения полива пашни, где выращивали хлопок, выравнивали маленькие холмики, была обнаружена каннелированная колоколовидная каменная база колонны ахеменидского типа. Большую часть этой базы, сломанной при земляных работах, увез и сохранил в своем дворе житель селения Гараджамирли Гамид Юсифов.
До этой находки две такие монолитные базы колонны с некоторыми остатками здания в 1958 г. в Азербайджане были обнаружены археологом Идеалом Наримановым в городе Газахе. Небольшая статья И.Нариманова, опубликованная тогда в журнале «Советская археология», привлекала внимание многих исследователей.
Сарытепинские находки подтвердили сведения Геродота о вхождении Южного Кавказа в состав Ахеменидсой империи.
В 550 г. до н.э. был низложен последний мидийский царь Астиаг и образовалось Ахеменидское государство. За короткое время это государство превратилось в огромную мировую империю, охватившую территорию с северо-востока Африки, включая Египет на западе, до Индии на Востоке. Согласно Геродоту, Южный Кавказ также входил в состав Ахеменидской империи.
На территории Южного Кавказа прежде неоднократно были обнаружены предметы торевтики, печати, керамические изделия, связанные с культурой Ахеменидов.
Но до выявления строительных остатков в Сарытепе считалось, что зависимость Южного Кавказа от Ахеменидов носила номинальный характер.
В 90-ые годы прошлого века Грузино-германская археологическая экспедиция выявила остатки здания с 5-ю базами колонн ахеменидского типа в Гумбати в Восточной Грузии. Остатки здания с одной базой колонны такого типа были выявлены также в местности Бениамен в современной Армении.
После этих находок нельзя было говорить о какой-то номинальной зависимости Южного Кавказа от Ахеменидов. Это еще больше подтвердилось раскопками Международной экспедиции, в состав которой входили археологи Азербайджана, Германии и Грузии. Эта экспедиция в течение 6 лет (с 2006-2011 гг.) вела раскопки вблизи села Гараджамирли Шамкирского района Азербайджана и установила, что там, на большой территории, охватывающей несколько км2, расположены строительные остатки середины I тысячелетия, связанные с ахеменидской культурой.
В 2006-2007 гг. были выявлены остатки здания размерами 22х23 м., имеющего с восточной стороны портик с двумя колоннами и большого зала с 4-мя колоннами, и 4-мя колоннами — с западной. Здание с севера и юга имело симметрично расположенные другие помещения. От средней части этого здания к северу и югу тянулись стены шириной 1 м. Раскопками выяснилось, что это здание является проплеей большого дворца, расположенного на расстоянии более 20 м. к западу от проплея, которая оградой связана с дворцом. Местонахождение дворца ныне сохранилось в виде невысокого холма площадью ок. 1 га.
На этом месте, названном нами Гурбантепе, проведены раскопки в 2008-2011 гг. Установлено, что здесь находился большой дворец, остатки которого прослеживаются на площади размерами 63 м (восток-запад) и 80м. (север-юг).
Стены этого большого здания возведены сырцовыми кирпичами квадратной формы. В некоторых местах эти стены сохранились высотой до 1,6 м. Здание имело большие залы, длинные коридоры и портик с восточной стороны.
в залах и портике поставлены каменные базы колонн двух типов. Такие базы применялись в строительстве дворцовых сооружений столичных городов Ахеменидской империи — в Пасаргаде, Сузах и Перепеле. В Гараджамирли колонны, поставленные на этих базах, были деревянными. Многие баз колонн сохранились ин ситу на тех местах, где были поставлены. Поскольку многие из них лежали глубоко под завалами здания, они сохранились в первоначальном виде.
Пока раскопками установлено общее очертание дворца. Расчищен до пола лишь один зал в западной части здания. Внутренние размеры этого зала 10,50 м. (север-юг) х11,60 м. (запад-восток). Общая площадь зала составляет 121,8 м2 . Этот зал имеет 2 дверных проема, соединяющие зал с коридорами. Один из них расположен в восточной стене, другой в западной. На полу зала симметрично поставлены 4 колоколовидные коннелированные базы колонн. На одном из них сохранилось остатки сгнившей деревянной колонны толщиной в 2-а см. К югу и северу от этого зала расположены другие залы, расчищенные пока частично. В южном зале также имеются колоколовидные базы колонн. Пока выявлены 2 из них. Зал, расположенный к северу также расчищен пока не полностью. В этом зале выявлены 4 квадратные ступенчатые с круглой полочкой наверху базы. Такие базы колонн применялись в одной из столиц Ахеменидов, в Пасаргаде.
Такие же базы колонн были установлены в портике, расположенном на востоке и большом зале ауденции, расположенном за портиком и в других пока неполностью расчищенных залах. Размеры портика 8×25 м. Здесь в два ряда были поставлены 12 колонн. Зал аудиенции имеет размеры 25×27 м. Общая площадь этого зала составляет 675 м2. Как портик, так и этот зал пока расчищены не полностью. Ширина дверного проема этого зала составляет 2,3 м.
В некоторых помещениях дворца сохранились следы пожара. При раскопках часто встречались обломки каменных капителей.
До сих пор остатки дворцовых зданий такой величины за пределами столичных городов Ахеменидов не встречались.
Полагаем, что вблизи Гараджамирли находился административный центр (сатрапская резиденция) Ахеменидов на Южном Кавказе. Здесь на обширной площади в нескольких кв. км-ов встречаются остатки довольно значительных по величине зданий. Некоторые из них уже вскрыты раскопками. Целесообразно консервировать остатки этих зданий, а памятник включить в Маршрут Международного Туризма.
Продолжение раскопок в Гараджамирли представляет огромный научный интерес, для изучения древней истории всего Кавказа, Ближнего и Среднего Востока.
Ильяс БАБАЕВ, Институт археологии и этнографии НАНА (Баку, Азербайджан)
Юлон ГАГОШИДЗЕ, Национальный музей истории Грузии (Тбилиси, Грузия)
Флориан КНАУСС, Мюнхенский Музей (Мюнхен, Германия)
Тезисы Международной научной конференции «Древнегородская культура Азербайджана в контексте мировой урбанизации» (Габала, 6-10 ноября 2012 года). Баку, «Университет Хазар», 2012, стр.17-19