Продолжаем публикацию работ Член-корреспондента НАНА, доктора исторических наук, профессора Ильяса Бабаева в рубрике ИССЛЕДОВАНИЕ.
Геродот пишет, что «даже колхи и их соседи до Кавказского хребта (до этих гор ведь простирается персидская держава) налагают на себя подати в виде добровольных даров», а перечисляя народы, включённые в ахеменидские сатрапии, упоминает некоторые из кавказских племён (например, саспейров), однако Плутарх утверждает, что Иберия не была завоёвана персами. Фактически этим исчерпываются прямые указания письменных источников, касающиеся возможного пребывания персов на Кавказе в ахеменидский период. Следовательно, исследование этой проблемы должно опираться на источники иного порядка, важнейшие среди которых — это археологические источники.
Однако и в интерпретации данных археологических источников нет согласия среди исследователей. Часть из них считает, что наличие на Кавказе вещественных находок ахеменидского происхождения должно быть объяснено только лишь торговыми сношениями и культурным влиянием, причём некоторые даже отрицают возможность такого влияния. Они почему-то забывают результаты раскопок Сари-тепе 1956 года в Азербайджане.
Положение изменилось после открытия дворца в Гумбати в Грузии (Кахети) и грандиозного архитектурного комплекса в Гараджамирлы в Западном Азербайджане: и в Гумбати, и в Гараджамирлы, как и в Сари-тепе найдены типичные персидско-ахеменидские сооружения с классическими ахеменидскими колоколовидными базами колонн, которые ранее были известны только из столиц и центральных областей ахеменидской империи.
Анализ археологических материалов, с учётом данных языка и письменных источников, даёт нам право утверждать, что восточная часть Южного Кавказа, включая и восточную часть современной Грузии, была непосредственно включена в пределы ахеменидской империи уже в первой половине V века до н. э., если не ранее. Надо думать, что именно такая близость ахеменидских сатрапий принудила колхов и их соседей каждый пятый год «добровольно» посылать 100 юношей и столько же девушек в дар Великому Царю.
Картлийское царство (Иберия) возникло на развалинах ахеменидской империи, и закономерно, что Парнаваз обустроил государство «наподобие царства персидского».
Ю. Гагошидзе (Тбилиси), И. Бабаев (Баку) Ф. Кнаус (Мюнхен) «Ахемениды на Кавказе». Материалы II международного конгресса кавказоведов. Тбилиси, 2010, стр.380-381