Продолжаем публикацию ранних работ Член-корреспондента НАНА, доктора исторических наук, профессора Ильяса Бабаева в рубрике ИССЛЕДОВАНИЕ.
Кабалинская археологическая экспедиция в 1974году, наряду с изучением средневекового городища, продолжала исследования на городище античной эпохи. Здесь проведены раскопки городища и его южного оборонительного вала. На городище продолжены раскопки на первом участке. В предыдущие годы, наряду с многими находками, там были выявлены остатки различных и разновременных строений конца IV в.до н.э.-I в.н.э. особый интерес из них представляли остатки в верхнем строительном горизонте крупного общественного здания второй половины I в.до н.э.- I в. н.э.Общая площадь этого комплекса составляла более 580кв.м. Раскопки 1974 года выяснили, что деревянные колонны стояли не только внутри трех залов этого комплекса, но с снаружи вдоль ее северной и южной стен. Эти колонны диаметром в 0,3 м. устанавливались на 1-3 плоских булыжниках на расстоянии 3,5 м. друг от друга впритык к наружной стороне стены. Булыжники под колоннами были уложены ниже дневной поверхности на несколько сантиметров. Эти наружные колонны, вероятно, были предназначены для поддержания черепичной кровли и ее выносов, предохранявших сырповые стены от атмосферных осадков.
Новые исследования позволяют допустить, что раскопанное
общественное здание имело(если не везде, то на некоторых его помещениях) деревянно-ступенчатое перекрытие типа карадам-дарбази, характерное для архитектуры всего Закавказья с древнейших времен.
Немалый интерес представляют остатки другого довольно значительного по величине здания, вскрытые в слое эллинистической эпохи. В эллинистических слоях и в предыдущие года были выявлены остатки нескольких зданий. Нововскрытое здание выполнено в совершенно иной строительной технике, неизвестной нам из раскопанных памятников античной эпохи Закавказья. Следы этого здания еще полностью не прослежены. Остатки его до строительства большого общественного здания верхнего горизонта были снесены и площадь была выровнена. Сохранились лишь незначительные его остатки в виде обмазанных глиной и утрамбованных полов, следов стен, прослеживаемых, главным образом, по ямкам от вертикальных столбов.
При возведении стен, по периметру здания на глубине 1,2-1,3 м в землю были вкопаны два ряда дубовых столбов, диаметром 0,28-0,30 м, что устанавливается по их остаткам в ямах. Надо полагать, что эти столбы возвышались на высоту стен, были скреплены деревянными перекладинами и, таким образом, составляли каркас здания. Сами стены не сохранились. По отдельным деталям устанавливается, что они были возведены из сырца, Деревянный каркас давал зданию большую сейсмическую устойчивость. Толщина стен этого здания около 1,5 м. Этнографические материалы свидетельствуют о том, что здания в подобной технике в Азербайджане бытуют до сих пор в самом Куткашенском районе, где расположены развалины города Кабалы. Местное население такие строения именует кладками с деревянным основаниөм(даш өзуллу Һерку).
При раскопках в эллинистических слоях выявлены различные хозяйственные ямы. Установлено, что в античную эпоху в Кабале дворы, улицы, дорожки довольно часто были вымощены гравием.
Находки, выявленные при раскопках, представлены фрагментами различных по форме и назначению керамических сосудов, мелкими фрагментами привозных стеклянных сосудов, стеклянными бусами. В слоях эллинистического времени в 1974 году найдены еще четыре фрагмента сырых глиняных комков с оттисками печатей (буллы).
Был получен разрез южного оборонительного вала городища. На этом месте высота сохранившейся части вала составляет 2,8 м. Его ширина у основания около 8 м, выше – 6 м. С наружной стороны вала город имел еще довольно широкий ров, разрез которого еще не исследован.
Наряду с раскопками на территории городища были произведены разведочные работы. Ввиду того, что территория городища была вспахана и боронована, были созданы благоприятные условия для разведки. Места больших зданий, относящихся к позднему этапу существования города, хорошо прослеживались по рельефу и цвету пашни, а также по фрагментам строительных материалов.
На всей поверхности городища было много фрагментов различных керамических сосудов, строительной керамики, главным образом, кровельной черепицы, и, отчасти, — обожженного кирпича.
Среди подъемного материала городища особый интерес представляет небольшой терракотовый женский торс. Голова и конечности фигурки отбиты; она вылеплена из хорошо отмученной глины и обожжена.
При осмотре местности, где в предыдущие годы был обнаружен большой клад монет эллинистической эпохи, были найдены новые монеты. Несколько монет из этого же клада были переданы нам местными жителями. В общей сложности было собрано двенадцать монет: драхма Александра Македонского(336-323гг. до н.э.), тетрадрахма селевкидского царя Деметрия Сотера(162-150), две тетрадрахмы селевкидского царя Антиоха VII Эвергета(138-129 гг.). Все остальные монеты являются местными подражаниями драхмам Александр Македонского.
И.А.Бабаев, Л.Г.Гусейнова
Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане (1974 г.). Сектор археологии и этнографии Института истории Академии наук Азербайджанской ССР. Баку, «Элм», 1975, стр.43-46