Продолжаем публикацию работ Член-корреспондента НАНА, доктора исторических наук, профессора Ильяса Бабаева в рубрике ИССЛЕДОВАНИЕ.
После падения Ахеменидской империи в связи с походом Александра Македонского на Южном Кавказе, до того входившем в состав этой империи, образовались самостоятельные государства. На Ближнем и Среднем Востоке происходили коренные культурные, социально- экономические и политические изменения. Здесь образовались, так называемые эллинистичесие государства, происходило объединение-симбиоз греческой и восточной культур, торговля, раньше носившая спорадический характер, теперь стала регулярной.
Эти прогрессивные сдвиги, происходившие в странах эллинистического мира, оказывали существенное влияние и на страны периферии, в том числе на юго-восточный Кавказ, где после падения Ахеменидской империи образовалось государство Кавказская Албания. В Албании происходили те же изменения, которые происходили в странах эллинистического мира, хотя не так ярко, как в тех странах.
Греко-римские письменные источники в первых веках н.э. упоминают около тридцати городов и других довольно крупных поселений городского типа. Однако археологические раскопки, проведенные на некоторых городищах (Габала, Мингечаур, Шемаха и др.), показали, что они, как город, сложились уже в эллинистическую эпоху.
Возникновение этих городов дало сильный толчок развитию ремесла и торговли, международных связей.
Среди городов Кавказской Албании античного времени особенно выделяется город Габала-Ъабалака Плиния Старшего (Рlin. NH. V, 29), Хабала Клавдия Птолемея (Рtоl. V, II, 2). Плиний Старший в середине I в. Габалу называет главным, то есть столичным городом Албании.
Наши многолетние раскопки, проводимые с 1959 г., достаточно убедительно показали, что Габала, как город возникла еще в начале эллинистической эпохи. Этот город с самого начала своего возникновения был политическим, культурно-экономическим и идеологическим центром Албании. Тогда через территорию Албании проходили оживленные транзитные торговые пути, соединяющие северные страны с культурными центрами эллинистического мира на юге, западное побережье Каспия с Причерноморьем через Грузию. Габала была важным звеном этих торговых путей.
В Габале в слоях IV- I вв. до н.э. при земляных работах обнаружено много привозных вещей из стран эллинистического мира.
Эти находки больше всего представлены монетами. Обнаружены монеты Александра Македонского, фракийского царя Лисимаха, Селевкидских царей, греко-бактрийских царей, ранние монеты Парфии. В конце IV-начале III в. до н.э. в самой Албании, вероятно, в ее главном городе Габале в массовом порядке начали чеканить серебряные монеты по образцам монет Александра Македонского. При раскопках в Габале в слоях эллинистического времени обнаружено много глиняных булл с оттисками привозных печатей, изготовленных греческими резчиками в эллинистических странах. В этих же слоях обнаружены предметы украшения, обломки глазурованных сосудов, привезенных из Сирии и Египта.
Эллинистический мир оказывал влияние на строительное искусство, на быт и духовную культуру местного населения. Под влиянием эллинистического мира не позднее III в. до н.э. в Габале изготавливали кровельную черепицу. Многие керамические сосуды по своим формам сильно напоминают сосуды греческого мира. Даже погребальные обряды в отдельных случаях напоминают подобные греческие обряды. Так, например, в некоторых погребениях, как у греков, в области челюсти или у кисти руки погребенного обнаружены монеты. У греков такие монеты были предназначены для перевозчика душ через реку Стикс на том свете.
О торговых связях Габалы свидетельствуют также некоторые находки, выявленные в сопредельных странах. Так, например, албанская монета, вероятно, чеканенная в Габале, найдена в Арташате.
Раскопки в Габале каждый год дают новые материалы, свидетельствующие об оживленных связях этого города со странами эллинистического мира, позволяют убедительно говорить о том, что эллинистическая культура оказала довольно сильное влияние и на культуру стран, окружающих эллинистический мир.
Сборник кратких содержаний докладов Международной научной конференции «Археология, этнография, фольклористика Кавказа» (Батуми, 7-8 сентября 2006 г.), Тбилиси, 2007, стр.43-44