Продолжаем публикацию ранних работ Член-корреспондента НАНА, доктора исторических наук, профессора Ильяса Бабаева в рубрике ИССЛЕДОВАНИЕ.

Области и способы применения древних печатей требуют пристального внимания, так как их исследование имеет определенное значение для изучения некоторых исторических вопросов древних времен.

В древности печатями опечатывали сосуды, двери кладовых и разных помещений, тюки или мешки, наполненные разными товарами. Этими же печатями подтверждали разные официальные документы. Таким образом, печати связаны с институтом частной собственности и личными правами людей в далеком прошлом. Эти сведения нам известны не только по письменным источникам, но и по археологическим материалам.

Таким же целям служили печати и в древнем Азербайджане. Например, в 1959 г. при археологических раскопках в Сарытепе (Казахский район Азербайджанской ССР) в культурном слое, относящемся к ахеменидскому времени, был найден фрагмент венчика большого хозяйственного кувшина-кюпа с двумя оттисками печатей на поверхности (Этим сообщением я обязан И. Г. Нариманову, любезно ознакомившему меня с результатами своих раскопок). Особенно много гончарных изделий с разными клеймами на поверхности были найдены во время археологических раскопок в Мингечауре (Т.И. Голубкина. Марки на керамике из Мингечаура. «ДАН Азерб. ССР» № 6, 1949, стр. 230-235; см. также: Р. М. Ваидов. Раннесредневековое городище Судагылан (Мингечаур). КСИИМК, вып. 54, стр. 135, рис. 63).

О подтверждении официальных документов печатями в Кавказской Албании пишет и М. Каганкатваци (М. Каганкатваци. История Агван. СПб., 1861, стр. 69).

Широкое применение печатей в древнем Азербайджане подтверждают и многочисленные предметы глиптики, найденные при археологических раскопках.

Среди этих памятников имеется один овальный, почти круглый плосковыпуклый, слегка обожженный глиняный комок (булла) серого цвета с 12 оттисками разных печатей на выпуклой поверхности. Сквозь указанный глиняный комок продет раздвоенный шнур, следы которого остались в боках. Плоская оборотная сторона буллы покрыта отпечатком ткани. На поверхности местами остались следы пальцев.

Размеры: длина-40 мм, ширина-35 мм, толщина-20 мм.

Булла найдена в 1949 г. в Мингечауре во втором культурном слое поселения № 3. П. о. №2034. Для Азербайджана она является единственной находкой такого типа и уже была упомянута в работах С. М. Казиева (С. М. К а з и е в. Археологические памятники Мингечаура как исторический источник для изучения истории Азербайджана. «Изв. АН Азерб. ССР», № 7, 1950, стр. 176), Г. М. Асланова (Г. М. Асланов. К изучению раннесредневековых памятников Мингечаура. КСИИМК, вып. 60, 1955, стр. 71 и сл.) и Р. М. Ваидова (Р. М. В а и д о в. Мингечаур в III-VIII вв. (на азерб. яз.), Баку, 1961, стр. 66).

Культурный слой, в котором была найдена булла, Р. М. Ваидовым датируется V-VIII вв. н. э.( Там же, стр. 20).

Оттиски печатей на булле нечеткие, и это не дает возможности судить о манере резьбы на подлинниках, а в некоторых случаях не поддается определению и сюжет изображения. Один из оттисков находится на середине буллы, другой — чуть выше него, а остальные расположены вдоль края глиняного комка. При тщательном осмотре устанавливается, что на глиняном комке нет оттисков печати, отличавшихся высоким художественным мастерством изготовления; здесь оттиски более простых печатей, которые, по-видимому, принадлежали представителям среднего слоя населения, а некоторые — рядовым гражданам.

Как уже отмечалось, указанная булла была с 12 оттисками разных печатей. Каковы они?

ru_arasdirma-Babayev-10-рис

1. На среднем оттиске изображено конусовидное сооружение, которое заканчивается пышной ветвистой вершиной. Оно стоит на плоской базе (может быть, каменной плите). От этого сооружения отходят в стороны горизонтальные линии, концы которых изгибаются кверху под прямым углом и заканчиваются ветвистой вершиной. Печать имела круглую и сильно выпуклую нижнюю поверхность. Изображение на оттиске частично попорчено. Размеры: диаметр — 8 мм.

2. На другом, расположенном чуть выше оттиске представлен, по-видимому, жертвенник (?) в виде колонны на базе и капитель с пылающим на ней огнем. Может быть, это и не жертвенник, а стилизованное изображение дерева на базе, как у некоторых печатей, найденных в Азербайджане. Оттиск слегка потерт. Печать имела овальную плоскую нижнюю поверхность с неглубоким и грубо вырезанным на ней изображением. Размеры: 10х12 мм.

3. На третьем оттиске представлено изображение идущего вправо льва. Изображение частично попорчено. Печать этого оттиска имела овальную выпуклую нижнюю поверхность. Размеры: 5,5х8 мм.

4. На четвертом оттиске имеется изображение стоящей или летящей птицы. У птицы изогнутый клюв. Перед ней и над ее головой на краю печати по одной черточке. На печати этого оттиска изображение вырезано довольно глубоко и уверенно. Но передача рисунка грубая и схематичная. Печать имела круглую выпуклую нижнюю поверхность. Размеры: диаметр — 8 мм.

5. Изображение на оттиске состоит из комбинации лунных серпов, черточек и точек. Резьба на печати была довольно грубая и беглая. Нижняя поверхность печати имела овальную, почти ромбовидную плоскую форму. Размеры: 8х10 мм.

6. Изображение на оттиске не поддается определению. Пе­чать имела овальную, слегка выпуклую нижнюю поверхность. Размеры: 6х9 мм.

7. На оттиске имеется знак в виде трезубца. Изображение на печати передано грубо. Край оттиска поврежден. Нижняя поверхность печати имела круглую плоскую форму. Размеры: диаметр — 9 мм.

8. Детали изображения на оттиске стерлись и не поддаются определению. Печать имела круглую плоскую нижнюю поверхность. Размеры: диаметр — 9 мм.

9. На оттиске сохранились бесформенные детали изображения; сюжет не поддается определению. Оттиск сильно потерт. Печать имела овальную, почти круглую плоскую нижнюю поверхность. Размеры: 7х8 мм.

10. На оттиске три поперечные линии. Оттиск потерт. Печать имела овальную плоскую нижнюю поверхность. Разме­ры: 5х9 мм.

11. На оттиске две поперечные линии. Оттиск печати небрежный. Печать имела овальную плоскую нижнюю поверхность. Размеры: 3×9 мм.

12. На оттиске два круга. Печать оттискивалась небрежно. Она имела овальную, слегка выпуклую нижнюю поверхность. Размеры: Зх10 мм.

Глиняный комок обожжен, по-видимому, не умышленно, а при пожаре, на что указывает степень обжига и его неравномерность.

Аналогичные буллы в большом количестве найдены в Иране. Например, в 1934 г. при раскопках сасанидской крепости Касри-Абу Наср (недалеко от города Шираза) в слое VI –VII вв. в одной из комнат на полу было обнаружено около 500 булл с оттисками сасанидских печатей. Но, к сожалению, эти материалы еще не изданы (В. Г. Луконин. Сасанидские буллы. Сообщение Государственного Эрмитажа, т. XIX, 1960, стр. 32). Такие же буллы найдены в Нисе (Средняя Азия) (М.Е.Массон, Г. А. Пугаченкова. Оттиски парфянских печатей из Нисы. ВДИ, № 4, 1954, стр. 159-169), в Двине (Армения) (К. Г. Ка фадарян. Город Двин и его раскопки (на арм. яз.), Ереван, 1952, описание стр. 235 и сл. рис. 221) и в других местах.

Сквозь каждую из этих булл был продет шнур, следы которого остались в боках. С помощью шнура они были прикреплены к предметам, подлежащим опечатыванию.

Большой интерес представляет также многочисленность оттисков на буллах. Часто на таких буллах встречаются оттиски печатей, принадлежавших жрецам. Хорошо известно, что судопроизводство в сасанидское время находилось в основном в ведении жрецов. Исходя из этого и ссылаясь на сасанидский «Сборник тысячи решений», В. Г.Луконин полагает, что подобными буллами опечатывались юридические документы (В. Г. Луконин. Ук. соч.,. стр. 34). Такими буллами, на которых были оттиснуты печати жреца, судьи и свидетелей, могли опечатывать разные закладные и долговые письма или документы (Там же, стр. 35).

Нашей буллой, вероятно, опечатывали мешок или тюк с товарами во время доставки или хранения его, ибо, как отмечалось выше, на ее оборотной стороне имеется отпечаток ткани.

Вполне вероятно, что печати принадлежали владельцам и свидетелям. Печать, которой наносился оттиск на середине комка, по-видимому, принадлежала более высокопоставленной личности.

Некоторое любопытство вызывает свидетельство письменного источника «Фарс наме», где пишется:        «Существовали…посредники, которые назначали цены на одежды, опечатывая тюки печатями, прежде чем их передавали иногородним торговцам. В прежние времена посредники, бывало, приготовляли такие тюки, а торговцы приезжали и покупали их, когда они были готовы… и в любом городе, куда они привозили (этот товар) свидетельство посредника…, просто прочитывалось и тюк продавался даже без того, чтобы его открывали»(В. Г. Л у к о н и и. Ук. соч., стр. 35).

Вполне допустимо, что и мингечаурская булла принадлежит к указанной категории материалов.

Следует отметить, что какое бы из указанных назначений ни имела булла из Мингечаура, она представляет научное значение при изучении вопросов имущественного неравенства и прав человека в древнем Азербайджане.

 Вопросы истории Азербайджана (Сборник статей аспирантов). Академия наук Азербайджанской ССР, Баку, 1966, стр.5-10

 

Leave a Reply